Работы на территории комплекса зданий музея им. А.С. Пушкина не начнутся без согласия жителей
Власти Москвы не намерены приступать к работам по реконструкции и развитию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина без учета мнения жителей столицы. Такое заявление на пресс-конференции в музее 16 марта сделал главный архитектор Москвы Александр Кузьмин.
А. Кузьмин заверил, что в ближайшее время будет проведено общественное обсуждение концепции развития комплекса зданий музея. «С одной стороны, нам необходимо сохранить историю, с другой – музей нуждается в развитии. Он насчитывает тысячи различных экспозиций, которые сейчас «живут», как в коммунальной квартире. Экспонатам нужны отдельные помещения, но было бы неправильно расположить их в разных концах города. Они должны быть собраны в одном музейном комплексе. Такое решение будет удобно для жителей и гостей столицы, а также позволит музею им. А.С. Пушкина выйти на новый мировой уровень», - сказал главный архитектор столицы.
При этом, по словам главы Москомархитектуры, город не спешит с реализацией проекта. «Впервые по этому вопросу мы встречались два года назад, знакомя жителей с концепцией британского архитектора Нормана Фостера, являющегося лауреатом Императорской и Притцкеровской премий», - напомнил Кузьмин.
Он добавил, что предложенные сегодня музеем к обсуждению варианты развития ГМИИ не являются окончательными. «Пока никакой документации на строительство этих объектов не разрабатывается. Будем ждать, что решат жители города», - заверил Кузьмин.
Предлагаемую к обсуждению архитектурную концепцию реконструкции и развития музея им. Пушкина на пресс-конференции представила директор музея Ирина Антонова.
По ее словам, в состав музейного комплекса войдут 15 зданий, два из которых - депозитарно-реставрационный центр, лекторий музея и выставочный центр с подземной парковкой - будут выстроены заново.
«У нас нет настоящего хранилища. Когда появится депозитарий, мы намерены создать так называемое открытое хранение. Такой опыт уже есть в Лондоне, когда посетители имеют доступ в хранилище и могут там ознакомиться со многими работами», - пояснила Антонова.
Развитие музея также предполагает создание детского центра. Сегодня такой центр уже есть на территории музейного комплекса, он находится в усадьбе прямо за основным зданием музея. При этом желающих заниматься в нем гораздо больше, чем может вместить исторический особняк.
Кроме того, у музея имеется 360 тыс. листов графики, а также 1 млн томов литературы, более 200 тыс. единиц нумизматики. Но сегодня разместить все имеющиеся экспонаты не представляется возможным – не хватает места. Именно поэтому музею требуются новые помещения. Это позволит, к примеру, вдвое увеличить показ живописи.
Помимо нового строительства, по словам Антоновой, было принято решение о передаче комплексу музея здания Института философии Российской академии наук, расположенного по адресу: Волхонка, 14/1, стр. 5. Теперь в нем разместится экспозиция XIX - XX вв. «Для института подобрано новое здание», - пояснила директор музея.
В рамках реализации концепции планируется не только не выставлять экспозиции в разных районах Москвы, но и объединить здания на Волхонке подземными коммуникациями. По словам Антоновой, они соединят между собой все здания комплекса, чтобы можно было транспортировать экспонаты и переходить из одного строения в другое. Проект одного из таких переходов уже представил Норман Фостер. Кроме того, намечено сделать вход в музей через станцию метро.
Планируется также создание дополнительной парковой зоны. «Мы специально приглашали специалиста, который оценил состояние почвы и какие деревья в этом месте можно сажать, а какие нет», - рассказала директор музея.
Как отметил на пресс-конференции руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Александр Кибовский, здания необходимо гармонично вписать в уже существующий музейный комплекс, а также городскую среду в целом. Нельзя забывать о том, что музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина находится рядом с Кремлем. В связи с этим высотность новых зданий не должна превышать существующих сооружений.
В любом случае, по словам А. Кибовского, к работам приступят только после того, как будет найдено наиболее сбалансированное и подходящее решение, которое примут москвичи, специалисты и эксперты.
По словам заместителя министра культуры РФ Андрея Бусыгина, на реставрацию и строительство новых зданий планируют выделить 22 млрд рублей. Весь проект реализуется за государственные средства, за исключением одного эпизода - первое концептуальное предложение Фостера, которое он делал на спонсорские средства. «Это меньше, чем было выделено на реконструкцию и реставрацию Большого театра России», - пояснил А. Бусыгин.
В ходе пресс-конференции председатель Попечительского совета Всероссийского общества охраны памятников истории и архитектуры Павел Пожигайло отметил, что, помимо реконструкции, сейчас всех волнует баланс коммерции и музея. Он напомнил, что во многих музеях мира уже имеются зоны отдыха, магазины, кафе, рестораны и т.д. Здесь такой вариант также будет рассмотрен, главное, чтобы это была так называемая зона отдыха при музее, а не наоборот. Необходимо «соблюдать требования, предъявляемые в Москве к охране памятников архитектуры».
Напомним, что впервые концепция развития музея была утверждена в 2003 году. С того момента она не раз менялась.
Сейчас ГМИИ принимает посетителей в основном здании, Музее личных коллекций, Галерее искусств Европы и Америки, а также в детском центре "Мусейон" - все они расположены на Волхонке. Кроме того, на баланс музея передано несколько строений в прилегающих к Волхонке переулках, в частности, бывшие усадьбы Вяземских-Долгоруковых и Голицыных, где располагался Институт философии РАН. Согласно архитектурной концепции, все здания составят единое музейное целое.
31 мая 2012 года Государственному музею изобразительных искусств им. А.С. Пушкина исполнится 100 лет.
|