Суперверфь во ВладивостокеОбъединенная судостроительная корпорация и китайско-сингапурский концерн Yantai намерены построить на Дальнем Востоке суперверфь для выпуска буровых платформ, а также бурового оборудования и оборудования для заводов по производству СПГ. Общая стоимость проекта оценивается в 1 млрд. долл., основным инвестором выступит ВЭБ. Сейчас таких верфей в России нет, но подобных проектов уже объявлено несколько, и ни один из них пока так и не получил госфинансирования. От лица России соглашение подписал Дальневосточный центр судостроения - структура Объединенной судостроительной корпорации (ОСК), с другой стороны - судостроительный концерн Yantai, который получит в проекте 25%. Основными потребителями платформ и оборудования партнеры видят проекты освоения Штокмана и Ямала. Строительство верфи начнется во II квартале 2010 года и займет два года. Инвестиции в 300 млн. долл. – это стоимость первого этапа проекта: строительство сухого дока, сверхтяжелого крана и инжинирингового центра. Китайско-сингапурская Yantai Raffles Shipyard Ltd занимается производством крупных морских судов, грузовых платформ и кранов, шельфовых буровых вышек и платформ для работы на мелководье и глубоководье, мелкотоннажного флота. Компания является лидером в КНР по выпуску полупогружных буровых установок (ППБУ). Выручка за полугодие 2009 года - 317 млн. долл. (рост на 28%), чистая прибыль - 16,8 млн. долл. (рост на 81,5%). Российская и китайская стороны будут инвестировать в проект согласно своим долям в совместном предприятии. Доля Yantai в проекте может в перспективе вырасти до 50%. Переговоры с Yantai об участии в проекте начались год назад, меморандум о намерении стороны подписали в августе. Подобный проект необходим для России, так как современных мощностей по строительству буровых платформ в России нет; нет и компетенций в строительстве буровых для работы в условиях северных морей. Не менее важно, что проект строительства суперверфи является инфраструктурным, то есть способен стать локомотивом развития и других секторов экономики: металлургии, строительства, машиностроения. В России уже анонсировано несколько схожих проектов строительства суперверфей. Собственную верфь строит Объединенная промышленная корпорация, о желании запустить подобный проект говорили и власти Кронштадта, а также «Сумма Капитал» с корейской STX. Все проекты, так или иначе, рассчитывали на госфинансирование, однако ни один до сих пор его не получил. Впервые об идее создания Объединенной судостроительной корпорации (ОСК) стало известно в конце 2006 года. ОСК необходима государству для того, чтобы увеличить выпуск гражданских судов. 22 марта 2007 года был подписан указ о создании ОСК. Эта корпорация разделена на три субхолдинга по географическому принципу: «Западный центр судостроения» (Санкт-Петербург), «Северный центр судостроения» (Северодвинск) и «Дальневосточный центр судостроения» (Владивосток).
|