Kamstrup: Эффективен ли закон об энергоэффективности?В конце ноября 2009 года вступил в силу федеральный закон «Об энергосбережении и повышении энергетической эффективности». Ключевая задача, которую призван выполнять принятый документ – стимулировать граждан экономить энергоресурсы. Один из основных способов достижения цели – регламентация обязательной установки приборов учета энергопотребления (статья 13). Так юридические лица обязаны оборудовать занимаемые помещения узлами учета до 1 января 2011 года, собственники жилых помещений – до 1 января 2012 года. Но могут ли гарантировать эти меры снижение расхода энергии? Как известно, сами по себе приборы учета не экономят энергию, но создают главное условие для того, чтобы потребитель к этому стремился. К примеру, теперь в оттепель будет выгоднее прикрыть вентиль радиатора, нежели охлаждать помещение через открытую форточку. Ведь с теплосчетчиком каждая гигокалория буквально конвертируется в рубли. Европейский опыт уже неоднократно подтверждал преимущества строгого учета. Возьмем в пример Данию – общепризнанного лидера в области энергосбережения. Проведенный там эксперимент показал, что гарантированный уровень снижения теплопотребления после установки приборов учета тепла в жилых домах достигает 15-17 %. Причем для районов с индивидуальной и малоэтажной застройкой этот показатель составляет 30 %. Можно ожидать, что российская экономика получит схожие результаты. Однако способы реализации идеи всеобщего «оприборивания» России вызывают у экспертов опасения. «До тех пор, пока установкой счетчиков будет заниматься потребитель – порядка не будет, и энергоэффективности мы не добьемся. Приборы учета тепла должны закупаться и устанавливаться только тепловыми сетями, а оплачиваться через постоянную составляющую тарифа», - считает Татьяна Кислякова, директор по продажам и маркетингу российского представительства датской компании Kamstrup (мировой лидер по производству приборов учета тепла). Закон же закрепляет следующую схему: оборудование оплачивают потребители, приобретают и монтируют ДЕЗы (или другие организации, имеющие лицензию на соответствующие работы), а эксплуатируют тепловые сети. «Существующий порядок не только многократно усложняет процедуру установки. Вопрос контроля качества выбранного оборудования и его обслуживания остается нерешенным. В результате мы можем получить формально установленные, но не работоспособные узлы учета», - добавляет Татьяна Кислякова. Возвращаясь к датскому опыту, то в этой стране приобретение, монтаж и эксплуатация теплосчетчиков находятся в руках теплового предприятия. Это обеспечивает единство измерений, легкость обслуживания и диспетчеризации. Интересы же потребителей учитываются ввиду того факта, что они сами являются владельцами практически всех компаний централизованного теплоснабжения либо напрямую через потребительские кооперативы либо косвенно, когда собственниками компаний являются муниципалитеты. При этом предприятия теплоснабжения в Дании по закону бесприбыльны. Вся прибыль возвращается потребителям в конце года или переводится на следующий год для снижения цен на тепло. Позитивный опыт Дании, кстати, признан многими странами Западной Европы на законодательном уровне. Директивой ЕС направления энергетической стратегии этой небольшой страны признаны общеприменимыми для стратегий модернизации ТЭК всех стран Европейского содружества. Почему бы и России не воспользоваться этим опытом? Информация предоставлена пресс-службой компании Kamstrup
|